КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XXXV , С. 46-52
опубликовано: 18 января 2019г.

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория: 120 374 кв. км. Центр - Киров (до 1780 Хлынов, в 1780-1934 Вятка). Область граничит на востоке с Пермским краем и Удмуртией, на севере - с Республикой Коми и Архангельской обл., на западе - с Вологодской, Костромской, Нижегородской областями, на юге - с республиками Марий Эл и Татарстан. Население - 1 310 929 чел. (2014). Национальный состав: русские - 91,8%, татары - 2,2%, марийцы - 2,6%, удмурты - 1,4%, представители др. национальностей - 2%. Область включает 39 муниципальных районов, 18 городов, 42 поселка городского типа.

История

Успенский собор Трифонова мон-ря в Кирове. 1695 г. Фотография. 2006 г.Успенский собор Трифонова мон-ря в Кирове. 1695 г. Фотография. 2006 г. В XII-XIII вв. территорию совр. К. о. населяли угро-финские племена: удмурты, марийцы. В XII-XIII вв. шла русская колонизация края, которая началась из Новгорода и сопровождалась оттеснением угро-финских племен на восток. Вятка впервые упом. в летописи под 1374 г., когда во время похода новгородцев на Волжскую Булгарию они ограбили вятские земли. В 1378 г. по договору между вятской знатью и суздальско-нижегородским кн. Димитрием (Фомой) Константиновичем Вятская земля стала его вотчиной. После смерти князя в 1383 г. в ходе междоусобной войны Нижегородское княжество отошло его брату Борису Константиновичу, а Суздальское княжество и Вятская земля - детям Семену и Василию Кирдяпе. В 1401 г. скончался кн. Семен, в 1403 г.- кн. Василий Кирдяпа. После их смерти вел. кн. Василий I Димитриевич присоединил Вятскую землю к Московскому княжеству.

В ходе феодальной войны, начавшейся после смерти вел. кн. Василия I в 1425 г., Вятская земля участвовала на стороне галичских князей. После их поражения в 1452 г. власть в Вятке перешла к местным боярам и купцам. По-видимому, в 1455-1457 гг. на берегу р. Хлыновицы был построен деревянный кремль, названный Хлыновом. В 1457 г. вел. кн. Василий II Васильевич безуспешно пытался его взять, при описании этого похода впервые в летописях упоминаются вятские города Хлынов, Котельнич и Орлов. В 1459 г. Василий II совершил 2-й поход на Вятку, после которого Вятская земля была присоединена к Московскому вел. княжеству с сохранением местного самоуправления. В 1467 г. к Московскому гос-ву были окончательно присоединены земли вогулов в пределах совр. К. о. В 1485 г. власть в вятских землях перешла к антимосковской группе знати во главе с Иваном Аникиевым Мышкиным. Убеждая вятчан вернуться под власть Москвы, Московский митр. Геронтий прислал на Вятку в 1486-1488 гг. две «увещательные» грамоты, грозя церковными наказаниями. В авг. 1489 г. Вятку взяли войска вел. кн. Иоанна III Васильевича, заговорщиков казнили, вятская знать была переселена в Подмосковье. Вятская земля была окончательно включена в состав Русского государства. После падения Казанского ханства в 1552 г. юго-восток совр. К. о., населенный татарами, удмуртами и марийцами, также перешел под власть Москвы. К этому привела черемисская война 1552-1557 гг., для участия в к-рой Иоанн IV мобилизировал в 1553 г. вятчан.

В XVI - нач. XVII в. в Вятской земле появились города: Слободской городок (1505), Шестаков (ныне с. Шестаково) (1546), Кайгород (ныне с. Кай) (1558), Уржум, Санчурск (ныне пос. Санчурск) (1584), Яранск, Малмыж (1591), Лальск (1606). Также по документам известны дер. Вятская Поляна (ныне г. Вятские Поляны (кон. XVI в.), слобода Кукарка (ныне г. Советск) (1609).

С 1708 г. основная территория совр. К. о. находилась в составе Сибирской губ., юж. часть - в составе Казанской губ. В 1719 г. губернии были разделены на провинции. В Сибирской губ. появились провинции Вятская, Соль-Камская и Тобольская. Вятская пров. состояла из 7 дистриктов (уездов): Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. Юж. вятские земли вошли в Казанскую пров. Казанской губ. В 1721 г. Кунгурский дистрикт был передан из Вятской пров. в Соль-Камскую. В 1727 г. Вятская пров. перешла из Сибирской губ. в Казанскую губ. 11 сент. 1780 г. из Вятской пров. и юж. вятских уездов Казанской пров. было образовано Вятское наместничество (состояло из 13 округов), Хлынов 18 дек. 1780 г. был переименован в Вятку. В 1796 г. Вятское наместничество преобразовали в Вятскую губ. 14 янв. 1929 г. Вятская губ. присоединилась к Нижегородской губ. В дек. 1934 г. учрежден Кировский край в составе заволжской части Горьковского края, Удмуртской АССР и 2 прикамских р-нов Свердловской обл. (Сарапульского и Воткинского). В 1936 г. образована К. о. В 1937 г. из К. о. в Удмуртскую АССР перешли Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский р-ны. В 1941 г. в К. о. из Архангельской обл. переданы Опаринский, Лальский и Подосиновский р-ны.

Религия

Большинство верующих в К. о.- православные. Возрождение религ. жизни в К. о. после репрессий 20-30-х гг. XX в. произошло в период Великой Отечественной войны, когда были открыты 74 правосл. храма, гос. регистрацию также получили 3 мусульманские, 4 старообрядческие беспоповские (см. Беспоповцы) общины и 2 старообрядческие общины Белокриницкой иерархии. До 30 религ. групп в 1945 г. действовали в области без регистрации (15 старообрядческих, 6 мусульманских, 4 группы евангельских христиан-баптистов, 2 группы евангельских христиан-меннонитов и католическая). Рост числа зарегистрированных общин в К. о. наметился в 1990 г. К 1 янв. 2014 г. в области действовало 211 зарегистрированных религ. орг-ций: 156 православных, 7 старообрядческих, католич. община, 23 протестантские, иудейская, 22 мусульманские, община Армянской Апостольской Церкви.

Русская Православная Церковь

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в.Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия), первым Вятским архиереем стал еп. Александр. Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов), чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г.Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г.

В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К. о. распространялось поддержанное властями обновленчество. В 1927 г. от священноначалия РПЦ отделилась часть приходов Вятской епархии во главе с еп. священноисп. Виктором (Островидовым). В результате гонений 20-30-х гг. XX в. Вятская епархия была практически уничтожена, с 1938 г. она не имела правящего архиерея. К 1942 г. действующими на территории области оставались 6 храмов. Восстановление церковных структур произошло в период Великой Отечественной войны, в 1942-1946 гг. возобновилось богослужение в 74 церквах. Труд воссоздания церковной жизни лег на плечи Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого), управлявшего Кировской епархией с дек. 1942 по апр. 1957 г. (в сане архиепископа с 1945). К 1 янв. 1958 г. на территории К. о. гос. регистрацию имели 80 правосл. общин, большинство храмов (61) находилось в сельской местности, монастырей и духовных школ в епархии не было. В приходах Кировской епархии несли послушание 97 священников и 21 диакон. На территории области имелось более 300 церковных зданий, из которых 164 были заняты под склады зерна, 73 под промышленные и др. предприятия, 44 - под культурно-просветительские учреждения, 19 были свободны. Тем не менее на все обращения верующих о передаче храмов Кировский облисполком отвечал отказом. Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) имела катастрофические последствия для Церкви в К. о. В 1968 г. на территории К. о. действовало 34 прихода, служили 44 священника.

В кон. 80-х гг. XX в. в регионе началось восстановление церковной жизни. В 1989 г. был возрожден Великорецкий крестный ход. В 1994 г. Кировскую епархию впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1994 г. епархии было возвращено историческое название - Вятская и Слободская. С 1992 г. ежегодно заключалось соглашение о сотрудничестве между правительством К. о. и Вятской епархией, в 2005 г. впервые подписано бессрочное соглашение. В 2007 г. епархия насчитывала 220 приходов и 8 мон-рей. К нач. 2012 г. Вятская епархия имела 253 прихода, в ней служили 212 клириков (183 священника, 29 диаконов), действовали 7 мон-рей (2 мужских, 5 женских). В наст. время 144 прихода зарегистрированы в качестве религ. организаций, остальные приходские общины из-за нехватки средств и малочисленности прихожан или по др. причинам не смогли осуществить регистрацию своих уставов в органах власти и действуют в качестве незарегистрированных религиозных групп. 4 окт. 2012 г. Вятская епархия была преобразована в Вятскую митрополию, в к-рую входят 3 епархии: Вятская и Слободская, Уржумская и Омутнинская, Яранская и Лузская.

Прот. Александр Балыбердин, В. Г. Пидгайко

Старообрядчество

на территории К. о. оформилось в посл. четв. XVII в. Последователи «старой веры» жили на Вятской земле со времени раскола в Русской Церкви. Противником богослужебной реформы был первый Вятский еп. Александр, поддерживавший единомышленников. В 1666 г. в связи с подготовкой Большого Московского Собора 1666-1667 гг. в Хлынове был арестован один из учителей старообрядчества - Феоктист, бывш. игум. московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря, хранивший подборку направленных против реформы сочинений, в т. ч. трудов еп. Александра. На Соборе в Москве архиерей покаялся, был прощен, вернулся на Вятку, где старообрядчество продолжало распространяться.

В регионе преобладали беспоповские согласия. Одним из первых известных крупных центров было с. Подрельское Орловского у. Близ села в 1906 г. была устроена старообрядческая моленная со школой. В архиве Орловского духовного правления, по сообщению свящ. Павла Цвейтова, хранился указ духовной консистории от 6 марта 1785 г., из которого видно, что к тому времени ок. 120 лет сторонники «старой веры» активно распространяли свои взгляды в Благовещенском приходе г. Орлова.

Федосеевцы были более многочисленны в Нолинском, отчасти в Уржумском и Малмыжском уездах. По преданию, они приняли традиции из Поморья и казанских и средневолжских земель. В кон. ХVIII в. возникла моленная в Красной Горке на р. Б. Ситьма в Нолинском у. Первым наставником, согласно родословию, написанному на Вятке, был Андрей Михайлович (Московский), поставленный Трофимом Ивановичем (Кинешемским). Он же упоминается среди кинешемских отцов с иноческим именем Евпсихий в синодике 1811 г. (ГИМ. Щук. № 150. Л. 6), а также с прозвищем Судиславльский как автор ряда сочинений (Мальцев А. И. Старообрядческие беспоповские согласия в ХVIII - нач. ХIХ в.: Проблема взаимоотношений. Новосиб., 2006. С. 495-496). Начиная с 30-х гг. XIX в. в отношении Ситьминской и др. федосеевских моленных проводились следствия, их запрещалось ремонтировать, из моленных изымали колокола, в результате они или были превращены в единоверческие храмы, или разрушены. В Уржумском у., граничившем с Нолинским, наиболее известным центром было с. Турек, федосеевцы к-рого связывали свою историю со встречей в кон. ХVIII в. их односельчан со старообрядцем, сосланным в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь. Старообрядческое сообщество Турека (рябиновцы), где в 1817 г. была устроена моленная, со временем разделилось на ряд более мелких согласий в зависимости от воззрений на конечные судьбы мира, отношение к браку и к форме креста. В Уржуме в наст. время действует зарегистрированная община федосеевцев, их группы известны также в Нолинском р-не.

Большое значение в общероссийском масштабе имела дер. Ст. Тушка Малмыжского у., в к-рой жили федосеевцы и поморцы, активно занимавшиеся предпринимательством. В 1-й трети ХIХ в. здесь уже существовала моленная, в 50-х г. XIX в. было решено переделать ее в единоверческую церковь, что и осуществилось почти десятилетие спустя. В 1882 г. местные федосеевцы получили разрешение открыть новую моленную в двухэтажном доме, предоставленном крестьянином А. А. Черезовым, в 1888 г. дом был выкуплен членом старотушкинского федосеевского об-ва К. С. Бушмакиным. В кон. ХХ - нач. ХХ в. из-за снисходительного отношения в Ст. Тушке к новоженам (см. в ст. Брак) у общины возникли разногласия с московским Преображенским кладбищем, преодоленные в 1906 г. Особую известность центр старообрядчества в Ст. Тушке приобрел в нач. ХХ в., после того как Л. А. Гребнев в 1908 г. перевез туда типографское оборудование из дер. Дергачи Уржумского у. (Гребнев организовал тайную старообрядческую типографию в Дергачах в 1899, с 1906 она действовала открыто). Получив разрешение Министерства внутренних дел, Гребнев быстро наладил в Ст. Тушке выпуск широко используемых беспоповцами книг. Были напечатаны: каноны, отдельные и в виде сборников, Псалтирь, Часовник, Устав, Святцы, Азбука, Целебник, Скитское покаяние, Чин 12 псалмов, Панихида и 17-я кафизма. Среди изданий типографии следует выделить ряд сочинений на нравственно-назидательные темы: авторские («Путь, ведущий христианина к прощению грехов» Г. Е. Фролова, «Беседа о таинстве брака» Т. С. Тулупова (1915)) и ряд анонимных. Было издано родословие федосеевского согласия «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран» (1910), по-видимому составленное Гребневым. Типографию закрыли в 1918 г.

Ст. Тушка на сегодняшний день остается центром филипповцев, живущих также в с. Шурма и пос. Пиляндыш Уржумского р-на, в Уржуме и его окрестностях Максинерь и Донаурово. Происхождение филипповского согласия Юж. Вятки связано с Уренским краем (совр. Нижегородская обл.) и Глазовом (совр. Удмуртия). Укрепление и развития согласия на Вятке относят ко 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в. В 1873 г. в с. Шурма состоялся собор филипповцев Вятской губ. Впосл. внутри сообщества возникли разногласия, сложились более мелкие группы, называемые по имени наставников, они сохраняются и в наши дни.

В г. Мураши зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви. Поморцы живут и в др. районах К. о., в частности, значительные их группы существуют в Кирове и Уржуме.

На рубеже XIX и XX вв. в Яранском и Орловском уездах получило распространение согласие странников (бегунов), имевшее последователей также в Елабужском и Сарапульском уездах. Неск. бегунских скитов, к-рые закрывались властями и снова возобновлялись старообрядцами, отмечены в нач. XX в. на Старцевой горе в Сарапуле. Последнее упоминание о странниках в регионе относится к 1927 г.

На территории области в наст. время представлены последователи Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (см. также Белокриницкая иерархия), принадлежащие к Казанско-Вятской епархии РПСЦ (учреждена в 1856). Старообрядцы-поповцы жили в Омутнинском заводе со времени его создания (основан в 1773 как Осокино, ныне г. Омутнинск). К кон. XIX в. община значительно выросла, по переписи населения 1897 г. в нее входили ок. 870 чел., иереем состоял Савелий Афанасьевич Мальцев. В 1912 г. община построила храм, в советский период он был разрушен, долгое время служба шла в частном доме. Осенью 1989 г. начали строительство церкви на новом месте, 24 марта 1991 г. старообрядческий Московский митр. Алимпий (Гусев) освятил ее в честь Покрова Богородицы. К Омутнинску тяготеет Афанасьевский р-н, где восстанавливается старообрядческая церковь в дер. Кувакуш.

Численность старообрядцев в Вятской губ. росла: в 1861 г. здесь проживало 47 125 старообрядцев, в 1895 г.- 82 433, в 1901 г.- 90 505, в 1912 г.- 109 958 старообрядцев. В нач. ХХ в. в Вятской губ. имелось 13 старообрядческих приходов. В советский период все они исчезли. Первой в 1919 г. была закрыта моленная федосеевцев в Уржуме, в 20-х гг. XX в. были упразднены остальные старообрядческие моленные и храмы. Возрождение началось в период Великой Отечественной войны, когда в К. о. были зарегистрированы 4 беспоповские и 2 поповские (белокриницкого согласия) общины. В 1997 г. были зарегистрированы еще 4 поповские и 3 беспоповские общины. Вскоре часть зарегистрированных общин перешла на положение религ. групп, не имеющих регистрации.

Старообрядцы Белокриницкой иерархии получили здание бывш. сельсовета на окраине Кирова в с. Красном. 9 мая 2001 г. старообрядческий Казанский и Вятский еп. Андриан (Четвергов) освятил помещение, здание было перестроено в церковь и освящено во имя свт. Николы в 2011 г. Возродилась Микваровская община в Кильмезском р-не, 15 нояб. 1992 г. в честь 600-летия кончины прп. Сергия Радонежского здесь была освящена церковь митр. Алимпием. Построен храм в пос. Кильмезь. В 1997 г. восстановлена Казанско-Вятская епархия (с 7 авг. 2011 кафедру занимает еп. Евфимий (Дубинов)). В 2002 г. возрожден Великорецкий крестный ход старообрядцев.

Е. А. Агеева

Бывшие общины РПЦЗ и истинно православных христиан

В 20-30-х гг. XX в. в ряде мест К. о. получило распространение движение истинно православных христиан - викториан, последователей священноисп. Виктора (Островидова). В Санчурском р-не ряд «истинно православных» групп относился к нектариевцам - последователям Яранского еп. Нектария (Трезвинского), в 30-х гг. это течение слилось с викторианами. В 1932 г. в рамках первого группового дела «об участниках Вятского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации Истинно православной церкви» были осуждены 55 человек во главе с прот. Павлом Будриным и свящ. Серафимом Новинским, а в 1937 г. по делу «Вятской нелегальной епархии ИПЦ» репрессированы свыше 30 чел., в т. ч. и считавшиеся руководителями группы свящ. Павел Бондал и Алексий Папырин. В 1944-1945 гг. викторианское движение было разгромлено, в рамках групповых дел против антисоветского подполья были осуждены последние его руководители - архим. Серафим (Черствов) в 1944 г. и игум. Сергий (Мытиков) в 1945 г., а также ряд верующих. Однако отдельные подпольные структуры сохранялись и далее. В наст. время незарегистрированные общины истинно православных христиан - викториан, голынцев (последователей деятеля катакомбного движения Антония (Голынского)) и тихоновцев известны в Яранском, Уржумском, Кикнурском и Санчурском р-нах.

В нач. 90-х гг. XX в. в К. о. появились приходы Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Первой легально действующей общиной стал приход св. Иоанна Предтечи в Кирове, зарегистрированный в марте 1992 г. В 1997 г. в юрисдикции РПЦЗ был образован приход св. Виктора Глазовского в Уржуме, в 2001 г. приход перешел в раскольническую РПЦЗ под рук. митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). В этот же раскол перешел существовавший в Кирове приход во имя канонизированного в РПЦЗ нмч. Бориса Талантова. В 2004-2013 гг. к РПЦЗ(В) примкнули 4 священника.

С 2005 г. проявляет активность община в юрисдикции Омско-Сибирской епархии «Русской истинно православной церкви» (бывш. часть РПЦЗ(В) в подчинении «епископа» Тихона Пасечника), к-рая проводит богослужения в частном доме в слободе Красное Село на окраине Кирова. Данная община имеет также домовый храм в Уржуме. Часть ее последователей вернулась в Русскую Церковь после воссоединения РПЦ и РПЦЗ в 2007 г. В янв. 2000 г. в Кирове была зарегистрирована община св. Иоанна Крестителя Суздальской епархии «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ) - раскола, учиненного Валентином Русанцовым после отхода от РПЦЗ в 1995 г. (до 1998 - «Российская православная свободная церковь»); в 2006 г. община снята с регистрации. С 1999 г. в К. о. существует незарегистрированная Яранско-Вятская епархия РПАЦ, объединяющая приверженцев различных течений истинно православных христиан, преимущественно викториан и голынцев. Епархию возглавил бывш. свящ. РПЦ Валентин Аристов, ставший в 1999 г. «катакомбным епископом Яранским и Вятским Антонием». После кончины в 2009 г. лжееп. Антония часть приходов РПАЦ в Яранском р-не продолжает деятельность в качестве «катакомбных общин», принципиально избегая регистрации.

В области имеются и др. общины, отколовшиеся от РПЦЗ, они действуют без регистрации.

Римско-католическая Церковь

Католич. общины появились в К. о. в XIX в. В 1903 г. в Вятке был построен костел св. Александра для местной польск. общины. Костел был закрыт в 1933 г., здание в наст. время занято филармонией. С 1993 г. в Кирове действует католич. приход Пресв. Сердца Иисуса, к-рый в 2004 г. приобрел здание, где были обустроены часовня, б-ка и жилое помещение. В 2003 г. на окраине Кирова был установлен крест на предполагаемом месте захоронения главы российских униатов свящ. Леонида Фёдорова (ум. в 1935 в Кирове). С 2009 г. католики периодически служат в здании Александровского костела в Кирове. Имеются незарегистрированные католич. общины в Яранске и Омутнинске.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Первыми на Вятке протестантами были лютеране, обосновавшиеся здесь на рубеже ХIХ и ХХ вв. Община имела в Кирове кирху, построенную в 1916 г., закрытую в 1925 г. В наст. время в К. о. нет лютеран. общин.

Баптисты и вероучительно близкие к ним евангельские христиане известны на территории К. о. до 1917 г., в качестве организованных религ. групп впервые зафиксированы в 20-30-х гг. XX в. Так, в 1927 г. в Вятской губ. отмечены 63 общины евангелистов (общей численностью 600 чел.), из них 27 общин - в Котельничском у. Тогда же в Вятке и Нолинске были отмечены действовавшие нелегально группы баптистов. В 1958 г. первая крупная группа баптистов была поставлена на учет в Кирове на правах «религиозного сообщества», в 1966 г. получила статус полноценной религ. общины. Костяк этой организации составили меннонитские проповедники из числа большой группы рус. немцев, переселенных в 1945 г. из Вост. Германии в Кировскую обл. В 1966 г. была зарегистрирована баптистская община в г. Вятские Поляны, затем сообщество в Нововятске (1971) и Малмыже (1972). В 1991 г. построен каменный молитвенный дом баптистов в Кирове, регистрировались новые общины. В 1999 г. зарегистрировано Кировское региональное объединение церквей евангельских христиан-баптистов с центром в г. Кирово-Чепецк. Отдельно действуют инициативники, к-рые с советского времени принципиально не регистрируются, они имеют общины в Кирове и Уржуме. В Вятских Полянах существует община «автономных баптистов». В наст. время баптисты имеют 4 зарегистрированные общины и 5 религ. групп, евангельские христиане - 2 общины.

Христиане веры евангельской (пятидесятники) свои первые общины на территории К. о. создали в 20-х гг. XX в. в Кикнурском р-не. В 1927 г. упоминаются нелегальные общины пятидесятников в Котельниче и Малмыже. После войны появились общины пятидесятников «шмидтовского направления» (в Яранском р-не), а также пятидесятников-воронаевцев (в Котельниче и Советске). В 1993 г. была зарегистрирована миссия «Победа в Иисусе» в Кирове. С 1994 г. существует Кировское региональное объединение Российской церкви христиан веры евангельской (пятидесятников). Часть общин относится к Российскому объединенному союзу пятидесятников и Союзу пятидесятников России.

Неопятидесятническая «Церковь Христа» зарегистрирована в 2004 г., имеет общины в Кирове и Яранске.

Адвентисты седьмого дня действуют в К. о. с советского времени, зарегистрированы в 1991 г., насчитывают 4 общины, имеют молитвенные дома в Кирове, Слободском и Вятских Полянах.

Методистская церковь имеет в Кирове с 1999 г. 1 общину.

Небольшие орг-ции Иеговы свидетелей существуют в К. о. с советского периода, зарегистрированы в 1993 г.

Незарегистрированные общины имеют в К. о. следующие протестантские деноминации: Новоапостольская церковь (с 2004), «Поместная церковь Уитнесса Ли», пресвитериане (с 1994), неопятидесятническая церковь «Часовня на Голгофе» (с 2005), к-рая входит в «Ассоциацию Калвари».

Община Армянской Апостольской Церкви существует в Кирове с 1995 г., в 2003 г. построен храм во имя Христа Всеспасителя.

Ислам

Мусульмане в пределах региона известны со времени, когда юго-восток Вятского края входил в состав Казанского ханства (1438-1556). В 1872 г. в Вятской губ. проживало 100 тыс. мусульман (большинство в Елабужском у.), действовало 130 мечетей. В 1901 г. насчитывалось 162 мечети, из них половина в Малмыжском у. Всего в Вятской губ. существовало 196 магометанских селений.

По мнению исследователей, значительная часть мусульман Малмыжского у. по своему происхождению являются не татарами, а «отатарившимися» удмуртами и марийцами, усвоившими ислам, а также татар. язык и культуру в период Казанского ханства. Одна из таких ассимилированных групп населения Вятского края - бесермяне, живущие ныне гл. обр. в Удмуртии и частично в К. о. Они полностью исламизировались во времена Казанского ханства, но к 1762 г. 53% бесермян (1142 чел.), в основном жители современных Слободского р-на К. о. и Глазовского р-на Удмуртии, уже числились «новокрещеными», что и сохранило их как самостоятельный этнос. Мусульм. часть бесермян в скором времени полностью ассимилировалась с татарами. На рубеже XVIII и XIX вв. благодаря успешной миссионерской деятельности правосл. духовенства формировались первые в регионе крупные группы кряшен: пришошминская (в Малмыжском у.) и елабужская (в Елабужском у.). В кон. XIX - нач. XX в. часть кряшен отпала в ислам.

Антирелиг. политика советских властей была направлена в т. ч. против мусульман. К 1927 г. число мусульм. духовенства сократилось до 30 чел., к кон. 30-х гг. XX в. все мечети были закрыты. В период Великой Отечественной войны в К. о. были зарегистрированы 3 мусульм. общины. В 90-х гг. XX в. открылись новые мечети, в т. ч. в Кирове. В авг. 1999 г. при мечети в Кирове было зарегистрировано духовное управление мусульман К. о. (Вятский муфтият) в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России с центром в Уфе. В сент. 2013 г. к Вятскому муфтияту присоединилось, согласно решению объединительного съезда мусульман К. о., 28 из 33 действовавших в регионе мусульм. общин и групп, зарегистрированных или находящихся в процессе регистрации.

Вторым по численности является зарегистрированное в июле 2008 г. духовное управление мусульман К. о. с центром в Малмыже, к-рое объединило татар. общины, признающие Казанский муфтият. В связи с тем что Казанский муфтият в 2011 г. был снят с регистрации, духовное управление в Малмыже подчинилось Совету муфтиев России. Третью группу мусульман составляют единичные общины в Малмыжском и Вятскополянском р-нах, к-рые в 2011 г. вошли в заново зарегистрированный Казанский муфтият.

В наст. время в области действует ряд незарегистрированных мусульм. групп, к-рые нередко попадают под подозрения в экстремизме. В 2005 г. решением суда ликвидирована община «Исхан» в Вятских Полянах.

Иудаизм

В 1999 г. зарегистрирована евр. община Кирова «Шалом Алейхем», входящая в объединение хасидов «Хабад».

Языческие верования

В местах компактного проживания марийцев и удмуртов в К. о. распространены языческие верования. Среди марийцев принято двоеверие (сочетание христ. и языческих верований). Особым почитанием пользуются могилы марийских языческих «святых» - Чумбылата (на берегу р. Немда, близ дер. Фокино Советского р-на) и Акпатыра (близ с. Б. Китяк Малмыжского р-на). Священными для марийцев являются рощи близ дер. Долбилово Советского р-на (посвящена Чумбылату) и близ с. Шурма Уржумского р-на, а также старинные языческие кладбища в деревнях Алдарово и Каменный Ключ Малмыжского р-на. Удмуртские язычники поклоняются священным деревьям и ключу близ дер. Омсино Слободского р-на.

Под видом общественных движений действуют слав. неоязыческие орг-ции: объединение «Стрелы Ярилы» (Киров, Зуевка), автономные общины «Светорусье» (Киров), «Род» (дер. Васенёво Шабалинского р-на). Основателем движения неоязычников в К. о. стал переехавший из Москвы публицист А. А. Добровольский («верховный волхв Доброслав»), идеолог «политического язычества», создавший в 1994 г. в Кирове орг-цию «Русское национально-освободительное движение». За пропаганду неофашистских взглядов и разжигание межнациональной и межконфессиональной розни Добровольский в 2007 г. был приговорен к условному заключению, 5 его книг внесены в федеральный список экстремистских материалов. До 2007 г. кировские язычники издавали ж. «Вихрь», который также был запрещен. После смерти Добровольского в 2013 г. неоязыческое движение в К. о. распалось.

Буддизм

В Кирове с 90-х гг. XX в. действует незарегистрированная община необуддистской школы Карма-кагьюпа.

Новые религиозные движения

в К. о. представлены Международным об-вом Рериха (см. в ст. Рерихи), последователями учения П. К. Иванова, объединениями «Шри Чин Мой» и «Сахаджа Йога» (все действуют в Кирове), сектой Богородичный центр (в Котельниче). В 2008 г. впервые было зафиксировано в К. о. движение «Десное братство», или «Два пути к небу» (ильинцы, «десные братья»), которое существовало в нач. XX в. на территории региона. В Кирове действуют без регистрации кришнаиты. Активно в области движение анастасийцев, оформленное как некоммерческое партнерство землепользователей «Чистые истоки» (зарегистрировано в Кирове в 2003). Анастасийцы создали «родовые поместья» («экопоселения») в Кирово-Чепецком, Пижанском и Арбажском р-нах. В «родовых поселениях» от их жителей требуется полное подчинение установлениям орг-ции, нарушители строго наказываются. По мнению религиеведов, в деятельности анастасийцев имеются все признаки тоталитарной секты.

Прекратившие существование религиозные группы

Секта скопцов в нач. ХIХ в. имела ряд последователей в Сарапульском у., к нач. ХХ в. исчезла в регионе. Молокане были распространены в Сарапульском у. до нач. ХХ в., также постепенно пришли в упадок. В 1927 г. в Вятке действовала группа чуриковцев-трезвенников, впоследствии не отмеченная. В 2003 г. в Уржуме возникла псевдоправосл. сектантская группа из 70 чел. во главе с бывш. свящ. Александром Кожевниковым, к-рый вскоре вывез своих сторонников в Коми, где создал отдельное поселение. В 2014 г. сектантский «скит» сгорел, после этого деятельность секты не прослеживается.

В. Г. Пидгайко

Ист.: О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран [Электр. ресурс: samstar-biblio.ucoz.ru/publ/82-1-0-376].
Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. ХVIII - нач. ХХ в.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова // Проблемы истории российских спецслужб / Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины» // Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников // Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.
Е. А. Агеева, В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также